В работе спецтехники, связанной с подъемом и переносом грузов, важную роль играет центр тяжести. Перевес в ту или иную сторону может привести к серьезным последствиям как для машины, так и для водителя, поэтому в конструкции техники предусмотрены дополнительные возможности для ее фиксации.
- Как работает аутригер
- Почему ломаются опоры экскаватора?
- Стоит ли ремонтировать аутригеры?
- Когда нужна замена аутригера
- Можно ли вообще обойтись без аутригера?
Экскаватор-погрузчик должен находиться в устойчивом положении для полноценного выполнения своих задач:
- рытье котлованов и траншей;
- перемещение грузов;
- формирование ландшафта (разравнивание/насыпи);
- работа с сыпучими материалами;
- дробление твердых материалов.
На мягком грунте или при работе с тяжелыми грузами этого достичь не всегда удается, и опоры только на колеса не хватает. Поэтому для дополнительной стабилизации в конструкции предусмотрены аутригеры.
Это специальные металлические опоры, которые выдвигаются из задней части кузова и с двух сторон фиксируют машину (как у трехколесного велосипеда – две точки опоры в виде задних колес помогают держать равновесие), также в обиходе их называют "лапами". Опираясь на аутригеры, корпус машины может "зависать" над землей на высоте более 1 метра.
Как работает аутригер
Принцип работы опор экскаватора несложен. Это полая квадратная телескопическая труба, которая выдвигается из корпуса при необходимости. Ее длина зависит от конкретного производителя и модели погрузчика. На конце трубы надета "лапа", которая и опирается на землю, создавая дополнительную точку опоры для экскаватора.
Детали аутригера, которые подвержены постоянному трению при выпускании опор и их возврате в исходное положение, защищены специальными направляющими. Они выполнены из пластика, который способен выдержать такую нагрузку.
Внутри полой трубы прячется гидравлический механизм – гидроцилиндр с трубками. Именно он позволяет не просто фиксировать экскаватор-погрузчик, но и приподнимать его корпус. Жидкость (масло) поступает по трубкам в гильзу гидроцилиндра, нагнетается давление, и опора выдвигается вниз и упирается в поверхность. Принцип работы схож с гидравлическим домкратом.
Бывает четыре аутригера (по одному с каждой стороны машины) или два аутригера (с противоположной стороны от отвала).
Почему ломаются опоры экскаватора?
"Симптомы" поломки, на которые сразу стоит обратить внимание:
- опоры выдвигаются не полностью;
- опоры выдвигаются с заеданием;
- опоры выдвигаются с нехарактерными звуками;
- подтеки масла на опорах.
Основные проблемы, которые возникают при работе "лап", связаны с работой гидравлики, а также с износом деталей. Если дело в гидравлике, то может выйти из строя насос или шланги для подачи жидкости. Может погнуться шток гидроцилиндра, который выталкивает опоры, из-за высоких нагрузок.
Что касается износа, тот тут чаще всего "страдают" именно направляющие. Даже самый прочный пластик со временем приходит в негодность, и тогда металлические части трубы начинают стираться из-за трения друг о друга.
Кроме того дело может быть просто в окончании срока службы той или иной детали. Все-таки экскаватор-погрузчик часто функционирует в условиях повышенной нагрузки, ведь это универсальная техника, которая пригодна для большого вида работ – его используют регулярно.
Также неполадки может вызывать некачественное масло, которое залили в гидравлическую систему.
Стоит ли ремонтировать аутригеры?
Или лучше сразу полностью менять их на новые? Выбор между ремонтом и заменой зависит от характера поломки. Помните, что дело не только в экономии, но и в безопасности водителя и окружающих людей.
Ремонт будет оправдан в случае, когда в негодность пришли отдельные элементы гидравлики. Самый простой вариант – замена гидравлического масла. Когда в системе его слишком мало, или оно не очень качественное, либо просто выработало свой срок службы, в опоре не создается нужное давление, соответственно, оно не сможет выдержать вес кабины экскаватора.
Следующий этап ремонта (особенно если вы заметили подтеки на опорах) – это трубки и шланги, по которым масло поступает в гидроцилиндр. Утечка из-за прохудившейся трубки также приводит к падению давления в гидравлической системе.
Если проблема не в масле, то возможна поломка одного из элементов гидроцилиндра (насос, шток, распределители, гильза). Можно заменить отдельные его части, либо гидроцилиндр полностью – ориентируйтесь на целесообразность по цене, доступности материалов и пр.
Когда нужна замена аутригера
Не со всеми проблемами удастся справиться с помощью ремонта, и в отдельных случаях все-таки придется прибегнуть к полной замене. Когда это будет оправдано?
Новые опоры понадобятся, если у старых протерлись металлические трубы. Иногда их тоже пробуют ремонтировать – отваривают ту часть трубы, которая истончилась, и приваривают новый материал. Но это только временная замена, которая скажется на надежности опор. Они могут надломиться в самый неподходящий момент и повлечь за собой как поломку самой техники, так и травмы у водителя или других сотрудников.
Чтобы избежать необходимости менять опоры, рекомендуются превентивные меры. А именно регулярный осмотр направляющих и их своевременная замена, как только обнаружены первые признаки нарушения плотности пластика. В нормальных условиях эксплуатации это нужно делать 1 раз в год, в интенсивных – 2 раза в год.
Более точные рекомендации зависят от конкретной модели и производителя.
Можно ли вообще обойтись без аутригера?
Это спорный вопрос, по которому у профессиональных водителей экскаваторов-погрузчиков нет единого мнения. При этом есть спецтехника, у которой опоры изначально либо вообще не предусмотрены в конструкции, либо входят в комплектацию дополнительно. Машины без аутригеров обычно стоят на более широких колесах, и по высоте меньше, чем свои собратья с опорами.
Есть те, кто считает, что "лапы" почти всегда лишние. Их неудобно использовать на твердых поверхностях, например, на асфальте, а время на поднятие и опускание опор снижает эффективность сотрудника. Для сохранения центра тяжести достаточно отвала.
Но большинство, напротив, считает, что если есть "лапы", то лучше их использовать во время работы – так надежнее. Увеличивается площадь опоры, машина устойчивее и при случайной перегрузке она все-таки удержится на месте.