До спецтехники, к счастью, еще не дошел современный "тренд" на одноразовость, которой отличается, например, бытовая техника. Хороший экскаватор-погрузчик должен отличаться надежностью и долговечностью.
- Износ и поломка подвижных частей экскаватора
- Смазывание узловых элементов
- Особенности процесса
- Правила обслуживания тавотниц
- Варианты смазок
- Использование уплотняющих и защитных элементов
Но рано или поздно элементы даже самой прочной техники начинают выходить из строя и требовать замены. Однако эту стадию можно отсрочить, если правильно ухаживать за деталями и проводить профилактику вовремя.
Износ и поломка подвижных частей экскаватора
Экскаватор не может быть полностью монолитным, он состоит из сложносоставных механизмов, которые движутся, раскачиваются, вибрируют, скользят и т.д. И именно стыки этих подвижных деталей подвержены наибольшему трению и раннему износу. Происходит это от того, что все основные части выполнены из металла, и когда они трутся друг о друга, то нагреваются и постепенно разрушаются. Производитель придумал, как минимизировать потери от износа, чтобы не пришлось полностью менять экскаватор на новый. Однако на "расходники" тратиться все же придется – и это небольшая плата за спокойную и благополучную работу техники.
Прежде всего предотвращают ранний износ металлических запчастей два фактора:
- наличие смазочного материала;
- прочные уплотнители.
Смазывание узловых элементов
Использование смазочного материала в местах сочленения защищает металл от нагрева, уменьшает силу трения, предотвращает образование коррозии. Детали все равно продолжат понемногу стачиваться, да и сама техника работает в непростых условиях, поэтому внутри смазки, если долго ее не менять, окажется металлическая стружка, пыль и другая грязь. Все эти абразивные частицы скажутся на металле не лучшим образом.
Смазка формирует на поверхности тонкую пленку и увеличивает срок эксплуатации детали.
Важно следить, чтобы она была в наличии, на должном уровне и не засорялась. Однако сочленений на "теле" экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров множество, независимо от модели и размеров. Так что же, требуется смазывать их вручную перед каждой сменой? Конечно же нет. Это заняло бы массу времени, пришлось бы заниматься сборкой-разборкой части оборудования, постоянно прерывать работы, чтобы добавить новую порцию и т.д.
Особенности процесса
Работа спецтехники в этом случае стала бы крайне непроизводительной, поэтому подача смазки к таким узлам происходит самостоятельно. В стратегических местах-соединениях предусмотрены отверстия, через которые смазочный материал под давлением попадает на металл.
Происходит это по специальным каналам с помощью тавотниц, или масленок.
А вот сами тавотницы все же придется периодически наполнять смазкой с помощью специального шприца. Смазочный материал поставляется в тубах-картриджах (они могут идти набором, поштучно). Внутри шприца находится рычажно-плунжерный механизм, который под давлением "выгружает" смазку в место соединения.
Правила обслуживания тавотниц:
- использовать консистентную, густую, смазку (не масло);
- не смешивать разные виды, разных производителей;
- впрыскивайте смазку, пока не начнет появляться свежий слой, обычно достаточно двух нажатий;
- предварительно опустите стрелу экскаватора, а если нужно смазывать элементы при поднятой стреле – установите аутригеры;
- сверяйтесь с графиком обслуживания от производителя;
- перед нанесением очистите узел от пыли и грязи, также очищайте периодически ниппель;
- после нанесения не забудьте установить пыльники.
Плунжерный шприц JCB для наполнения тавотниц.
Варианты смазок
Для большинства узловых точек подходит универсальная "синяя" литиевая смазка. Она подходит для тавотниц, пальцев, подшипников и пр., обладает нужной густотой и пластичностью. Но бывают и другие составы, который производитель выпускает в другой цветовой гамме, чтобы при использовании операторы и техники случайно не допустили ошибок.
Например, бывает состав с алюминиевым комплексом, который нужен для обработки гидромолота. Дело в том, что использование этого вида навесного оборудования подразумевает большое количество ударов. Такие нагрузки приводят к быстрому износу всех сопутствующих деталей, которые отвечают за крепление гидромолота к стреле экскаватора, поэтому требуется особый подход. Отдельная смазка наносится и на телескопические элементы. Это стрела, которая удлиняется именно по принципу телескопа, а также опоры-аутригеры. В них тоже возникает трение, поэтому стыки нужно заполнять пластичным составом.
Оригинальные составы от JCB.
Использование уплотняющих и защитных элементов
Второй пункт, который обеспечивает профилактику преждевременных износов и поломок движущихся частей экскаватора JCB, это наличие уплотнений. Уплотнения работают в комплексе со смазкой – без одного не было бы надобности во втором. Смазочный материал, как мы уже сказали выше, хоть и гуще масла, но пластичный, и естественно, что он будет стекать с деталей.
Получится что сразу после подачи смазка защитит сочленения, но потом "убежит" дальше, и механизм снова останется без защиты. Из-за этого масло придется впрыскивать чаще, увеличится его расход и периодичность обслуживания – эффективность работ явно снизится. Поэтому существуют разного рода дополнительные детали, которые обеспечат герметизацию смазки внутри нужного элемента. Это уплотнительные и соединительные кольца, подшипники, сальники и т.д.
Поэтому важно, во-первых, при замене основных деталей не забывать ставить и уплотнители. А во-вторых, следить за их состоянием, ведь в отличие от всего остального, эти кольца сделаны из силикона, резины – материал, прекрасно обеспечивающий герметичность, но не долговечный. Как только уплотнитель теряет свою прежнюю структуру, неминуемо появится протечка, которая поставит под угрозу сохранность движущегося узла. Регулярно осматривайте места сочленений, чтобы вовремя заметить следы от смазки, которые просигнализируют, что с герметичностью что-то не так.