У погрузчика в составе множество подвижных элементов, сочлененных друг с другом, например, пальцы и втулки экскаватора JCB. Они обеспечивают ключевые функции, которые касаются как работы основных механизмов, так и навесного оборудования, ради которого, собственно, и приобретается экскаватор. Разумеется, в процессе эксплуатации сочленения трутся друг о друга и истончаются.
- Что представляют собой соединительные части
- Причины для замены
- Как выбирать соединительные элементы
- Как заменить пальцы и втулки экскаватора JCB
- Как правильно ухаживать за местами соединений
Поэтому производители специально продумали конструкцию так, чтобы наиболее подверженные износу компоненты можно было извлечь и заменить.
Что представляют собой соединительные части
Рассмотрим на примере стрелы экскаватора, к которой крепится ковш или другие инструменты. За счет поднятия, а также сгибания-разгибания стрелы техника может рыть землю, захватывать и перемещать сыпучие материалы в другое место и т.д.
У экскаватора-погрузчика JCB две стрелы: передняя и задняя – считается, что именно этот производитель первым дополнил обычный фронтальный погрузчик обратной лопатой.
Подвижные детали стрелы содержат сопоставимые друг с другом в местах соединений отверстия. В них вставляются втулки, которые тоже обладают осевыми отверстиями, и уже в них помещаются пальцы. Втулки нужны для того, чтобы снизить влияние силы трения. Обычно их делают из легированной стали. Пальцы – это нерезьбовой крепеж, который обеспечивает непосредственно соединение стрелы и навесного оборудования.
И те, и другие детали имеют цилиндрическую форму и изготавливаются из стали, их размеры зависят от конкретной модели экскаватора.
Где именно располагаются соединительные части в стреле погрузчика:
- стык стрела – ковш – трапеция;
- стык трапеция – гидроцилиндр;
- стык трапеция – рукоять.
Кроме того втулки используются для балансира моста, для соединения кареток, в управлении поворотом стрелы. Это, своего рода, расходный материал, ведь всегда проще заменить небольшую деталь, чем полностью менять стрелу, ковш или рукоять.
Причины для замены
Стрела, ковш – это звенья, которые подвергаются постоянной, большой нагрузке, ведь именно от них зависит выполнение экскаватором его основных функций. Пальцы вращаются в разных направлениях и со временем истираются, сами втулки также постепенно деформируются. То есть диаметр одного элемента становится меньше, а другого – больше, и они уже не обеспечивают плотное и надежное соединение. Наоборот, начинают разбалтываться и замедляют работу экскаватора. А если их своевременно не поменять, могут попросту выпасть и привести к аварии.
Кроме естественного износа могут быть и другие причины, которые приводят к замене втулок экскаватора JCB.
Например, недостаточный уровень масла в гидравлике или использование некачественной смазки. Также пальцы может раньше срока вывести из строя работа с твердым грунтом, гидроудар, повышенная вибрация. И, конечно, нельзя забывать о нарушении правил эксплуатации.
Как выбирать соединительные элементы
- Во-первых, подбирайте правильные габариты. Размеры пальца и втулки должны соответствовать как друг другу, так и заменяемым ими компонентам. Если вы ошибетесь с диаметром, то лишь усугубите проблему износа, и техника снова быстро выйдет из строя, либо вы вообще не сможете установить детали на место.
- Во-вторых, обращайте внимание на качество стали. Не стоит экономить и выбирать более дешевые сплавы, лучше купите высокопрочную сталь, которая прослужит в несколько раз дольше. Даже идеальная по размерам деталь быстро деформируется, если материал не рассчитан на нагрузку.
- В-третьих, не устанавливайте элементы, на которых есть следы от сварки/пайки. У такой детали уже нет нужной для работы прочности, она быстро повредится, и вы рискуете испортить более сложные и дорогостоящие части спецтехники. Использовать можно только цельные элементы, которые не были повреждены и "склеены" заново.
Как заменить пальцы и втулки экскаватора JCB
Как и всегда, процесс лучше всего доверить опытным людям, которые знают, как обслуживать технику этого производителя и уже не раз занимались заменой рассматриваемых нами соединительных элементов. Сразу нужно отметить, что втулки и пальцы меняются вместе, даже если у них разная степень износа.
Итак, для начала придется демонтировать уже изношенные элементы. Сточенный палец можно вынуть довольно легко, ведь он уже уменьшился в размерах (либо выбить молотком), а вот с втулкой придется потрудиться подольше. Ее можно высверлить, либо с помощью сварки сделать на одном конце шов, который "стянет" деталь и уменьшит ее диаметр.
После этого противоположную сторону нужно постепенно выбивать.
Дальше следует не менее сложный этап установки новых элементов. Если с геометрией отверстий все в порядке, то втулка аккуратно забивается, а следом в нее вставляется палец. В результате все технологические отверстия должны совпасть между собой. После этого элементы смазываются. Нарушение геометрии приведет к тому, что внутрь соединения не будет попадать смазочная жидкость, и элементы быстро перегреются.
Есть компании, которые в некоторых случаях предлагают не менять старые детали на новые, а воспользоваться "ремонтными работами". Подразумевается, что геометрия деталей выравнивается с помощью растачивания, а потом восстанавливается до нужных размеров с помощью послойной наплавки. Но это не самый безопасный вариант, т.к. будет нарушена целостность деталей.
Как правильно ухаживать за местами соединений
Прежде всего, регулярно смазывать и следить, чтобы жидкость была качественной, в нее не попадали абразивные элементы,. Обновляйте смазочную жидкость в соответствии с рекомендациями производителя и ежедневно проверяйте ее наличие. В конструкции сочленений предусмотрены специальные масленки-тавотницы, из которых смазка и поступает в нужные точки. Всегда держите несколько штук про запас, чтобы сразу заменить испортившуюся.
Не забывайте менять и различные уплотнительные элементы (пыльники, прокладки, кольца и пр.), которые предотвращают протекание смазки.
Если герметизация на таких стыках нарушена, масло будет вытекать и соединения быстро останутся без смазки, а значит, увеличится трение, возникнет коррозия. Также убедитесь, что все подвижные части навесного оборудования во время перегона техники до объекта хорошо зафиксированы, иначе втулки и пальцы будут быстро изнашиваться вследствие вибрации.