В работе автомобиля масло и топливо часто сравнивают с кровеносной системой в организме человека. Рассмотрим на примере моторного масла JCB, какую роль играют для спецтехники смазочные материалы, обеспечивающие работу двигателя и других элементов.
- Рабочие жидкости JCB
- Характеристики моторного масла JCB
- Какое масло выбрать
- Чем отличаются минеральные и синтетические смазки
- Замена моторного масла
Рабочие жидкости JCB
Для начала предлагаем познакомиться со всем спектром масел, применяемых в работе экскаваторов, тракторов, катков и пр. Они необходимы, чтобы машина могла завестись, сдвинуться с места и оперировать навесным оборудованием. Существуют:
- Моторное масло JCB минеральное (двигатель).
- Моторное масло JCB полусинтетическое (двигатель).
- Универсальное масло минеральное (коробка передач на механике, передний и задний мост, бортовая передача).
- Трансмиссионное масло (коробка передач, передний мост).
- Гидравлическое масло минеральное (бак).
Жидкости представлены в разных объемах: 5 л. (для моторных масел), 25 л., 205 л. У них есть заданные параметры вязкости и температурного режима. Производитель заявляет, что использует для всех масел проверенное сырье из одного источника и обеспечивает техподдержку по их применению.
Характеристики моторного масла JCB
Эта рабочая жидкость представляет смесь отборного основного масла с различными присадками – они позволяют технике работать при разных температурах воздуха и увеличивают срок службы деталей. Предназначение моторного масла – стабилизировать работу двигателя при запуске и работе мотора. Оно обволакивает все его элементы, охлаждая их и уменьшая силу трения.
В результате детали дольше функционируют без износа, защищаются от коррозии и ржавчины.
Также предохраняет технику от поломок масляный фильтр – благодаря маслу любая пыль и абразивные частицы "утекают" в фильтр и задерживаются там. Они расщепляются на более мелкие компоненты и не откладываются на поверхности деталей в виде наростов. Разумеется, фильтр периодически нужно менять, чтобы он "улавливал" пыль и грязь.
Как правило, спецтехнику оснащают мощными дизельными двигателями. Они должны работать в достаточно тяжелых условиях по несколько часов кряду, независимо от погодных и климатических условий. В связи с этим характеристики моторного масла JCB предполагают высокий индекс вязкости и сбалансированный состав, который эффективнее защищает двигатель от износа.
Какое масло выбрать
Какие рабочие жидкости использовать: оригинал или аналог – извечный вопрос для операторов и инженеров спецтехники. С одной стороны, у производителя опыт и ресурсы, которыми располагают лишь единицы компаний. Это качественная продукция, с налаженными цепочками поставок проверенного сырья, доскональное знание самой спецтехники, соответствие мировым стандартам и пр.
Но, с другой, у оригинальных моторных масел JCB стоимость выше доступных аналогов на 10-25%, и она будет только расти из-за нестабильной геополитической ситуации и высоких цен на нефть (из которой и производится масло). Разумеется, сам производитель не рекомендует обращаться к дешевым маслам и говорит, что его продукты содержат более качественный пакет присадок, которые хорошо работают при низкой температуре и дольше защищают от износа.
Специалисты JCB указывают на то, что дешевые аналоги быстрее теряют свои свойства, и их нужно чаще менять.
Есть ряд аналогичных по параметрам масел от других производителей, которые по своим свойствам и функциям схожи с известной британской маркой, но при этом стоят меньше, и их легче "достать". Да они не повторяют оригинальные характеристики моторного масла JCB на 100%, но, нам кажется, что это лучше, чем полный простой техники стоимостью в пару миллионов рублей.
Перед началом использования аналогов лучше посоветоваться со специалистом и почитать отзывы о совместимости конкретно с вашей моделью спецтехники. Убедитесь, что продукция проходила испытания и получила сертификат, поставщик соблюдает условия хранения, а сроки годности соответствуют длительности планируемой эксплуатации.
Чем отличаются минеральные и синтетические смазки
Для минеральных берут продукт перегонки нефти и затем, в зависимости от состава, добавляют нужные присадки. Синтетические масла "выводят" химическим путем, для них требуется меньше добавок.
Основное отличие – способность сохранять свои свойства в условиях низких температур. Синтетическое масло справляется с этим лучше, т.к. сохраняет необходимую текучесть. А минеральные масла больше подходят для теплого климата.
Замена моторного масла
Купить качественную рабочую жидкость – это только половина успеха. Для корректной эксплуатации ее нужно своевременно заменить на новую (следуя рекомендованному производителем графику) по плану технического обслуживания. Уровень масла проверяется на ежедневной основе, периодически также отслеживают отсутствие утечек. При наработке двигателем определенного количества часов потребуется заменить масло и фильтр.
Чтобы проверить количество масла, вам нужно:
- разместить технику на ровной поверхности и выключить ее;
- через некоторое время вытащите из картера щуп и очистите его, затем снова погрузите внутрь и извлеките;
- граница масла и будет указывать на его уровень внутри емкости;
- при необходимости долейте рабочую жидкость до нужного уровня – убедитесь, что это то же самое масло, что уже было залито в двигатель, иначе вы рискуете столкнуться с некачественной работой системы.
Рекомендуется всегда держать запас масла для долива, а не покупать "впритык".
Смешивать разные жидкости запрещено, так как их присадки могут "поссориться" друг с другом на химическом уровне, образовать осадок – т.е. они не выполнят свою работу. В результате есть риск повредить двигатель. Так что если собираетесь перейти с минерального на синтетическое масло, или наоборот, а также если вы меняете производителя, то в обязательном порядке потребуется сначала слить остатки.
Перед всеми манипуляциями вам понадобится прогреть двигатель. Затем выключить его и подождать несколько минут. Только после этого можно отвинтить сливную пробку внизу, чтобы слить неиспользованное моторное масло. Перед тем, как заливать новое, замените также масляный фильтр и удалите остатки с прилегающей к нему поверхности.