Перед выездом любое транспортное средство следует осматривать и проверять его основной функционал. Особенно это актуально для тормозной системы, ведь от нее зависит жизнь и здоровье водителя и других участников дорожного движения. Однако у личного автомобиля и спецтехники устройство тормоза сильно разнится. На примере экскаваторов JCB рассмотрим, как проверить и отрегулировать стояночный тормоз.
- Из чего состоит тормозная система
- Стояночный тормоз экскаватора
- Регулировка стояночного тормоза JCB
- Техника безопасности при испытаниях тормозной системы
- Причины отказа работы тормозной системы
Из чего состоит тормозная система
На экскаваторах-погрузчиках установлена "мокрая" система – гидравлическая. Ее работу обеспечивает специальное масло, которое предохраняет детали от перегрева и деформации из-за постоянного трения.
Ключевым элементом, который заставляет экскаватор затормозить, является задний мост. Он состоит из отдельных узлов и связан с колесами. Внутри есть 22 диска (по 11 на каждую сторону): часть из них фрикционные, а часть – тормозные. Одни покрыты специальным составом, создающим на поверхности диска абразив, а другие – гладкие.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, диски сближаются, и гладкая сторона соприкасается с шершавой, замедляя ход. Это быстрый процесс, поэтому при сближении дисков происходит сильный нагрев. Чтобы сбалансировать температуру, диски помещены в трансмиссионное масло, которое формирует при торможении давление и защищает от трения.
Стояночный тормоз, в свою очередь, фиксирует тормозные диски и удерживает вал двигателя.
Стояночный тормоз экскаватора
В обычных автомобилях "ручник" используют, как правило, когда машина остается без водителя или когда производят ремонт – колеса зафиксированы и не придут в движение. Но у экскаваторов стояночный тормоз используют и во время работы двигателя. Это нужно, чтобы удержать машину на месте, когда задействовано навесное оборудование, например, при землеройных работах на наклонной плоскости.
Чтобы проверить, что стояночный тормоз исправен, спецтехнику размещают на ровной поверхности. Затем поднимают "ручник" вертикально, заводят двигатель, поднимают навесное оборудование и включают 4 скорость. После этого нажимают на тормоз, выбирают передний привод и опускают стояночный тормоз вперед, пока не погаснет соответствующая лампочка на блоке управления.
Отпускают педаль и следят за тем, чтобы техника не начала двигаться вперед – если это происходит, нужно сразу нажать педаль тормоза обратно. Если техника стоит на месте, нажимают педаль газа, постепенно увеличивая скорость – экскаватор должен оставаться на месте.
Проводите испытания не больше 20 секунд, после чего верните все в исходные положения.
Регулировка стояночного тормоза JCB
В случае, если спецтехника начинала двигаться, требуется провести диагностику, чтобы выявить причину. Скорее всего, понадобится помощь специалистов, но кое-что можно попробовать сделать самостоятельно.
Алгоритм регулировки:
- Привести стояночный тормоз в исходное положение.
- Рукоять повернуть по кругу на 180° по часовой стрелке
- Провести повторные испытания стояночного тормоза.
Двигайте рукоять при регулировке с осторожностью – излишние усилия приведут к поломке. Если даже после нескольких регулировок экскаватор продолжает двигаться при поднятом "ручнике" – значит, проблема глубже, и вам нужно обратиться к обслуживающей вашу технику компании для более детального осмотра.
Техника безопасности при испытаниях тормозной системы
Не забывайте о мерах предосторожности при работе со спецтехникой. Во время проверок убедитесь, что вокруг нет посторонних людей, ведь если система неисправна, вы можете потерять контроль над управлением экскаватора и причинить им вред.
Также выполняйте испытания и регулировку тормозной системы до начала работ и только на ровной поверхности. Если вы сделаете это на склоне, а система окажется неисправной – рискуете потерять управление, повредить технику и покалечить себя. Не забывайте о предварительном визуальном осмотре экскаватора, который всегда нужно выполнять перед тем как завести двигатель.
Будьте особенно внимательны при осмотре и работе, если проводите ремонт техники самостоятельно, без помощи специалистов, устанавливаете неоригинальные детали и заливаете нерекомендованные жидкости и масла. Понятно, что не всегда есть финансовый или временной ресурс обратиться за официальным ремонтом, но исправление неполадок своими силами может грозить более быстрым износом техники и мелкими нарушениями в работе механизма (которые впоследствии приведут к серьезным поломкам).
Причины отказа работы тормозной системы
Неисправность стояночного тормоза может быть связана с нарушениями в тормозной системе. Что может пойти не так:
- поломка одной из ключевых запчастей (вакуумный усилитель, диски, тормозные цилиндры);
- нарушение целостности резинового уплотнителя из-за некачественного масла;
- нарушение герметичности системы.
Схема тормозной системы экскаватора JCB.
Вакуумный усилитель и тормозной цилиндр не подлежат ремонту, их нужно менять на новую деталь. Изношенные диски также необходимо полностью заменить – рекомендуется устанавливать сразу весь комплект. Что касается рабочей жидкости, то крайне желательно использовать ту, что указывает производитель. Она обладает нужной "легкостью" и присадками, которые не испортят уплотнители и не приведут к перегреву дисков. Также не забывайте вовремя менять масло и тормозную жидкость. Всегда сливайте отработанный материал, не смешивая его с новым.